Давайте сделаем как на Amazon

Теория и практика -
Share Button

Многие из тех, кто так или иначе причастен к разработке eCommerce, в определенный момент слышал фразу: «Давайте посмотрим, как это сделано на Амазоне и сделаем так же».

А когда на ux конференции в докладе говорят, что проектируя, они, по сути, просто смотрят, как это сделали другие и повторяют за ними, мне становиться не по себе.

Как можно надеяться, что, просто скопировав чужие успешные идеи, вы добьетесь того же. Более того, как вы можете понять, удачную ли идею скопировали или просто неудачный эксперимент?

Почему люди копируют. Феномен Капитанства

По дороге на работу я прохожу один переход со светофором. Через какое-то время я заметил необычное поведение людей на нем. Очень часто кто-то один начинает переходить на красный свет, а остальные слепо идут за ним. Недоумевающие водители сигналят группе “слепых” людей, которые просыпаются, отходят назад и с удивлением понимают, что переходили на красный. Иногда они даже вслух говорят: “Оу, так красный свет же, куда я пошел”.

Попробуем обратиться к психологии за ответом. Если так говорит авторитетное лицо, значит это верно. Люди бездумно принимают утверждения и указания тех, кто кажется авторитетами в данной области. Простое упоминание статуса эксперта заставляет нас игнорировать аргументы и не искать доказательство их правоты. Существует так называемый «феномен капитанства».

Сущность феномена заключается в том, что часто очевидная ошибка капитана не исправляется другими членами команды, что приводит к крушению самолета. Таким образом, срабатывает правило-стереотип: «Если так говорит специалист, это должно быть верно» (Influence: The Psychology of Persuasion)

Наблюдение и копирование само по себе не плохо, но нужно не просто что-то взять, а примерять на себе: “in God we trust, the rest we test”.

Почему не нужно копировать

IMG (Matt Cardy/Getty Images)

Вы не просто «не совсем Амазон», вы – «совсем не Амазон».
Первая и самая главная причина не копировать – это то, что вы не похожи на Амазон. Ничем не похожи. У вас другая аудитория, у вас другие товары, у вас другой бизнес.

Вот, что такое Амазон в нескольких фактах:

  • В декабре 2009 года у Амазона было 65 500 000 уникальных посетителей (источник)
  • Выручка в 2009 году составила $24,5 млрд
  • Каждую секунду обрабатывается около 20 заказов
  • Цены: у Amazon удивительно низкая маржа, вы удивитесь, но iPod может быть дешевле, чем на сайте Apple.
  • можно продолжать дальше, но статья не о том (кому все таки интересно, посмотрите эту презентацию)

Что будет если вы все таки будете копировать

Возьмем для примера отзывы на Amazon’е. Перед тем как на сайте появляется первый отзыв о товаре, его покупают в среднем 1300 раз. Скорее всего, у вас никогда не появится ни одного отзыва/рецензии. А вам казалось, что это отличная идея: “Это есть на самом Амазоне! А уж они точно знают, что к чему”. Результат — вы потратили ресурсы и не получили отдачи. И это в лучшем случае, можете и вовсе потерять на неудачном решении.

Я отнюдь не являюсь противником заимствования идей и уже об этом говорил раньше. Основная идея вышенаписанного в том, что нельзя слепо копировать.

Если единственная причина что-то сделать, это “так сделали где-то”, то нужно остановиться и найти несколько настоящих причин, не будьте жертвами феномена “капитанства”.

Share Button