3-4things_1

100 вещей о людях, которые неплохо бы знать: №2 – одновременно вы можете запомнить только 3-4 вещи (магическое число 3 или 4)

Useme переводы -
Share Button

Автор статьи: Susan Weinschenk
Оригинал статьи опубликован в What Makes Them Click (25.10.2009)
Перевод статьи: Виктор Малый (UX-UA)

7 + – 2???
3 или 4???

Те из вас, кто работает в области юзабилити или проектирования взаимодействия на протяжении нескольких лет, возможно слышали фразу “Магическое число 7 плюс или минус 2”. Это понятие произошло из одной легенды, часть из которой приведена ниже.

“Однажды парень по имени Миллер провел исследование и написал научную статью о том, что люди могут запоминать и обрабатывать от 5 до 9 вещей (7 плюс/минус 2) одновременно. Поэтому, вы должны создавать меню, которые содержат 5-9 пунктов, или иметь то же количество закладок в горизонтальном меню на экране одновременно.

Слышали ли вы об этом? Уверена, если вы достаточно давно читаете о юзабилити – то да. Скажем так, данное утверждение не совсем кореектно. Другой парень – Бэдли – подверг сомнению научную работу Миллера. Более того, Бэдли выяснил что это была совсем не научная работа, а просто доклад, сделанный на профессиональном сообществе, на основе размышлений Миллера о том, существует ли какой-то то четкий предел количества информации, которую может обработать человек в один момент времени.


После этого, Бэдли провел целую серию исследований человеческой памяти в процессе обработки информации, и пришел к тому, что число должно быть не 5-9, а 3-4.

Вы можете запомнить 3-4 вещи на 20 секунд. Если вы не будете вспоминать о них дальше, они удалятся из вашей памяти. Для примера, представьте, что вы ведете автомобиль, и разговариваете по телефону (да, так делать нельзя, но все же). Ваш собеседник в это время пытается продиктовать вам номер телефона, по которому необходимо перезвонить позже – и у вас нет возможности записать его ручкой, потому что вы за рулем. Вы пытаетесь запомнить этот длинный номер телефона, чтобы перезвонить потом. Что вы делаете? Повторяете его снова и снова, подгружая этот номер в кратковременную память, что дает вам дополнительные 20 секунд. Интересная особенность телефонных номеров состоит в том, что большинство из них имеет длину больше, чем 3-4 символа, поэтому их тяжело запомнить на большее время, чем 20 секунд.

712-569-4532

Мы также пытаемся составлять информацию в группы, каждая из которых содержит 3-4 единицы информации. Поэтому в США номера телефонов такие: 712-569-453. Он состоит из кусочков, по 3-4 единицы каждый. Если вы знаете наизусть код города (т.е. он надежно засел в вашей долговременной памяти), то эту группу чисел запоминать уже не нужно. Телефонные номера запоминать легко потому, что вы преимущественно звоните людям из своего города, и вам не нужно держать его в кратковременной памяти (более того, нет необходимости набирать его, звоня в пределах города). А если вы живете в маленьком городке, и совершаете звонки внутри него, то вторую группу цифр – “569” – можно также выбросить потому, что у всех абонентов она будет одинакова. Все, что вам остается запомнить, это четыре последних цифры (кстати, я живу в маленьком городе в штате Висконсин, и когда у нас кто-то диктует номер своего телефона, он говорит только 4 последние цифры).

Но это еще не все! Исследователи, которые изучают область принятия человеком решений говорят, что человек не может сделать выбор легко, если перед ним больше чем 3-4 его варианта одновременно.

И что все это значит? Интересно, это правда, что не рекомендуется иметь больше 4-х пунктов в вашем навигационном меню, или более 4-х закладок на экране, или 4 единиц товара на странице товарной категории на сайте электронной коммерции? Нет, конечно нет. Вы, конечно, можете иметь больше единиц всего вышеописанного, но не забывайте разбивать их на логические подгруппы.

Вот пример: на сайте Upton tea присутствует огромное количество закладок в навигационном меню, но они не разбиты на логические подргуппы по 3-4 элемента в каждой.

В этой ситуации пользователи не будут пытаться просмотреть все эти закладки целиком, а лишь пройдутся взглядом по некоторым из них (я, конечно, люблю их чаи, но… но желаю поработать над структурой их сайта и над его эмоциональными аспектами, но это уже совсем другая история!)

Для тех, кто заинтересовался исследованиями на эту темы, предлагаю ознакомиться с некоторыми из них:

  • Baddeley, A. D. (1986). Working memory. New York: Oxford University Press.
  • Baddeley, A. D. (1994). The magical number seven: Still magic after all these years? Psychological Review, 101, 353-356.
  • Miller, G. A. (1956). The magical number seven plus or minus two: Some limits on our capacity for processing information. Psychological Review, 63, 81-97

Article by: Susan Weinschenk
Originally published on What Makes Them Click on 25.10.2009
Translated by Victor Malyi (UX-UA)

Share Button