Поисковые интерфейсы: как сделать удобный поиск по сайту

Теория и практика -
Share Button

От возможности пользователя (я учусь вместо “пользователи” использовать “люди”) быстро найти то, что ему нужно зависит, уйдет ли он сразу или сделает то, чего мы от него хотим.
Для всего, что больше 5-7 страниц почти всегда нужен поиск. И если с формой поиска все просто, то с видом самой выдачи дела обстоят намного интереснее.

Я не нашел статистики для уа/ру нета, поэтому приведу данные для Великобритании на начало 2010 года. Около 35% посетителей Интернет-магазинов пользуются поиском по сайту, и уровень конверсии с него составляет 7.4%. Эти цифры явно говорят, что вы не можете оставить поиск без внимания.

Как бывает

Посмотрим, как сейчас обстоят дела с поиском на многих ресурсах.

Поиск делают как у Google: просто список заголовков и ссылок с явно лишними для большинства ресурсов данными о процентах релевантности, времени потраченному на обработку запроса и т.п.

Делают как попало: разработчики просто используют стандартный модуль поиска CMS ничего не меняя.

Никак: поиска нет вообще, или же его очень сложно найти, нет надписи «поиск» или даже самой кнопки. Иногда поиск и не нужен. Для небольшого ресурса (до десяти страниц, часто это промо сайты, или просто сайты компаний без каталога товаров/услуг) лучше просто сделать хорошую навигацию. Если вы не смогли донести необходимую информацию с трех страниц, то вряд ли вам в этом поможет поиск.

Content is the king

Форма результата поиска должна максимально соответствовать содержанию и контексту. Если это Интернет-магазин, то выдача не должна быть кучей текстовых ссылок с описаниями моделей вперемешку с SEO статьями и условиям гарантии.

Важно понимать, как ведут себя пользователя во время поиска нужной им информации. В книге Information Architecture for the World Wide Web описываются несколько «режимов» поиска информации, в зависимости от задач пользователя:

  • Поиск чего-то заранее известного – пользователь точно знает, что ищет и по каким словам искать.
  • Исследовательский – люди знают, что ищут, но не могут четко сформулировать, что именно им нужно. Например, к такому типу можно отнести ситуацию, когда вы ищете музыку, которая вам нравится.
  • Не знаю, что мне нужно узнать: люди часто не знают, что именно им нужно узнать. Они думают, что им нужно что-то одно, а на самом деле ищут другое или же просто просматривают сайт без определенной цели.
  • Повторный поиск: люди ищут вещи, которые уже видели раньше.

На эту тему так же стоит прочесть Four Modes of Seeking Information and How to Design for Them.

Всегда помогайте и направляйте

Людям свойственно ошибаться. Если я ввел “sUmsung”, а поиск не исправил меня на “Samsung” и ничего не нашел, то я продолжу свои поиски уже в другом месте. Делайте все, чтобы помочь человеку найти то, что он ищет. Постоянно следите за своей статистикой поисковых запросов и проверяйте, как ваш поиск с ними справляется.

Tips n Tricks

Каждый случай по-своему уникален, но все же можно выделить общие рекомендации, как сделать поиск удобным и эффективным инструментом. Часть из них могут показаться простыми вещами, но и не упомянуть их я тоже не могу.

  • Форма поиска должна быть на видном месте и ни у кого не должно быть сомнений, что это поиск, а не просто форма с иконкой отдаленно напоминающей лупу.
  • Если выдача разбивается на страницы, давайте возможность людям увидеть сразу все. Отчасти разбивание информации на страницы делается из-за мнения, что люди часто не скролят и не читают длинные страницы. Это не правда, особенно в случае поиска. (см. также недавнее исследование Нильсена на эту тему).  Существует мнение, что для Интернет-магазинов лучше всего в выдаче ограничить количество результатов поиска, к примеру до 10. Больший выбор не способствует быстрой покупке товара.
  • Если на одинаковые запросы возможна выдача разных типов, нужно явно это указать и разделять их.
  • Исправляйте грамматические ошибки.
  • При большем количестве результатов поиска необходима возможность сортировки и фильтрации.
  • Используйте “auto suggest”.
  • Отдельно продумайте страницу “ничего не найдено”, это как со страницей 404 – нельзя просто написать: “ошибка, ничего не найдено”.
  • Просмотрите статистику, найдите 10-20 самых частых поисковых запросов и убедитесь, что с ними все идеально.

Пример

Ко всему нужен свой подход. Для примера, несколько лет назад я работал над ресурсом о скидках и распродажах.
Проблема состояла в том, что при поиске, введя “Nike”, люди могут искать разные вещи и все они на сайте есть одновременно: кеды, магазины, где можно их купить и отдельные акции или новости связанные с запросом. Результат поиска был в виде списка одинаковых ссылок: кеды, кеды, кеды, магазин – все подряд.
Решение: все возможные типы были разделены визуально, человек сразу видит, где в выдаче товар, а где магазин или еще что-то другое. Все товары, конечно же, с фото – в слепую никто не покупает.

Итог

Не бывает «best practices». Каким бы полезным и удачным не казалось, то, что работает в одном случае, в другом контексте уже может все погубить. Нужно исходить только из того, что есть у вас и что будет важно для ваших посетителей. Старайтесь следить за тем, что они ищут и сделайте все, чтобы хотя бы для самых частых запросов выдача была идеальна. Поиск может быть последним шансом для посетителей сделать нужное для вас действие, если они не нашли, что искали через навигацию и «целевые» (landing) страницы.

Что еще почитать на тему:

Share Button