Разница между Юзабилити и User Experience (обновлено)

Теория и практика -
Share Button

Не все читатели (как, впрочем, и я) полностью согласны со всем, о чем говорит автор, поэтому я добавлю несколько ссылок, которые советую так же прочитать на эту тему:
Терминологические войны‘ на  Gui.ru
Юзабилити, дилетанты и ненависть‘ в блоге Usethics.
Еще можно в вики заглянуть на последок на эту тему.

С стремительным проникновением RIA (Rich Internet applications) технологий в ежедневную жизнь людей, всего за несколько последних лет наметился кардинальный рост популярности индустрии юзабилити и user experience.

Широкое распространение программного обеспечения (в основном веб приложений) ввело оба понятия в ежедневный обиход. Но все же их часто путают или считают синонимами. Этот пост создан, чтобы помочь людям не знакомым с тонкостями дизайна и людям новым в этой области понять разницу между этими двумя терминами.

Юзабилити
Юзабилити относиться к простоте, с которой пользователи могут достигнуть своих целей, используя какой-либо инструмент. Придя к нам из области human factors, юзабилити включает в себя много важных идей из психологии и статистики.
Юзабилити фундаментально “качественный показатель”, но использует много количественных данных, необходимых для определения слабых зон, которые нужно улучшить. Наука юзабилити обычно фокусируется на проведении экстенсивного тестирования на большом количестве пользователей, чтобы узнать, как пользователи взаимодействуют с интерфейсом и в каких местах они испытывают сложности и теряются. Часто используются методы более детального тестирования как, например, айтрекинг. Высоко “юзабильными” интерфейсами считаются интуитивные, простые и такие, каким можно легко и быстро обучится.

User experience
User experience относится к тому, как пользователи воспринимают свое взаимодействие с системой. User experience дизайн включает в себя и проектирование взаимодействия, и визуальный дизайн, и проповедует интерфейс, которым приятно пользоваться. Наука user experience, в отличие от юзабилити, чаще фокусируется на психологической составляющей взаимодействия с системой. User experience специалисты для создания своих интерфейсов используют как этнографические исследования, так и психо-графические. User experience дизайн более “качественно” ориентирован чем юзабилити. Часто user experience эксперты могут давать юзабилити экспертам свои наработки для тестирования и оценки.

Пока что самым простым (и самым частым, уж простите меня) примером для разъяснения разницы между юзабилити и user experience может быть сайт известного юзабилити эксперта Якоба Нильсена. Якоб посвятил всю свою жизнь изучению юзабилити и его сайт представляет собой страницу, с которой невероятно легко взаимодействовать: все легко найти, все на виду, важные и главные идеи выделены. Но, несмотря на высокий уровень юзабилити, отсутствие интересной разметки, дизайна, и даже плохая типографика делают сайт скучным и не воодушевленным. Тут я легко могу достигнуть своих целей, но вряд ли сам процесс будет веселым и приятным.

С другой стороны посмотрим на интерфейсы, у которых уровень user experience выше чем уровень юзабилити. Хороший user experience – это когда пользователь удовлетворен своим взаимодействием с системой, но это еще не значит, что ему легко или он вообще может достигнуть свои цели. Иногда успешными стают интерфейсы, где взаимодействие со сложной системой приятно и даже неудачные попытки достигнуть цели, в общем, доставляют пользователю удовольствие.

Моим любимым примером такой ситуации является Apple. Их продукция очень приятна в пользовании, но с точки зрения юзабилити, некоторые вещи просто ужасны. iPhone обвиняют в том, что его интерфейс часто запутан и требует большого количества нажатий для достижения цели. Все, кто пытался использовать приложение “Maps” для поиска маршрута во время вождения могут это подтвердить.

Если вам нужно больше доказательств, попробуйте объяснить своей бабушке, как пользоваться iTunes или app store’ом. В них практически невозможно разобраться без усиленного изучения интерфейса, а это, так или иначе, и есть определение низкого юзабилити. Позитивная репутация Apple в создании интерфейсов объясняется повышенным вниманием к user experience. Неудачи на iPhone могут быть более приятными для пользователя, чем удачное достижение цели на Blackberry.

Наверное, проще всего объяснить в двух словах различие этих двух терминов как искусство и наука. Юзабилити стоит ближе к науке, тогда как user experience больше связан с чем-то более субъективным, близким к искусству.
В осознании различий между этими двумя терминами, главное понимать, что для действительно успешных интерфейсов они оба одинаково важны.

Оригинал статьи. Автор статьи: RJ Owen, Senior Developer в Effective UI. RJ был lead developer’ом на проектах для Dow Jones, Random House and the Discovery Channel а так же причастен к разработке ebay Desktop и Adobe Video Workshop.

Share Button